Начало работы Приемной комиссии — 20 июня 2023 года
Окончание работы Приемной комиссии — 20 августа 2023 года
Режим работы: пн-пт 9.00-16.00 сб – 9.00-13.00 без перерыва
Электронная почта для консультации абитуриентов — colcult.penza@mail.ru
Телефон приемной комиссии: 68-54-71
Рейтинг абитуриентов 2022 год специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность» очное
Рейтинг абитуриентов 2022 год специальности 53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады» (по видам)
Перечень специальностей,
по которым организация объявляет приём 2023 год
№ п/п | Код и наименование специальности | Необходимое образование для поступления | Квалификация | Форма обучения | Срок обучения |
1. | 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам), виды: Театральное творчество, Хореографическое творчество, Этнохудожественное творчество | на базе основного общего образования | Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель | Очная форма обучения | 3 г. 10 месяцев |
2. | 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам), вид: Организация и постановка культурно – массовых мероприятий и театрализованных представлений | на базе основного общего образования | Менеджер социально – культурной деятельности | Очная форма обучения | 3 г. 10 месяцев |
на базе среднего общего образования | Очная форма обучения | 2 г. 10 месяцев | |||
на базе среднего общего образования | Заочная форма обучения | 3 г. 4 месяца | |||
3. | 51.02.03 Библиотековедение | на базе основного общего образования | Библиотекарь | Очная форма обучения | 2 г. 10 месяцев |
4. | 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам), Вид: Инструменты эстрадного оркестра, Эстрадное пение | на базе основного общего и среднего общего образования | Артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива | Очная форма обучения | 3 г. 10 месяцев |
5. | 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство | на базе основного общего и среднего общего образования | Специалист звукооператорского мастерства | Очная форма обучения | 3 г. 10 месяцев |
6. | 54.02.02 Декоративно прикладное искусство и народные промыслы (по видам), виды: Художественная роспись ткани, Художественная роспись по дереву, Художественная резьба по дереву, Художественная вышивка;
|
на базе основного общего и среднего общего образования | Художник — мастер, преподаватель | Очная форма обучения | 3 г. 10 месяцев |
СПОСОБЫ НАПРАВЛЕНИЯ/ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ:
- лично в образовательную организацию;
- через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением о вручении
Адрес: 440000, г. Пенза, ул. Плеханова, д. 15. ГБПОУ «Пензенский колледж искусств» (с пометкой «Приемная комиссия»)
- в электронной форме:
— посредством электронной почты образовательной организации;
colcult.penza@mail.ru
— с использованием функционала (сервисов) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
-
-
-
-
-
-
-
-
- Необходимый перечень документов при подаче заявления:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- Заявление-абитуриента
- Документы, удостоверяющие его личность, гражданство (ксерокопия);
- Документ об образовании (ксерокопия и оригинал);
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- Договор о целевом обучении (при наличии);
- Документы, подтверждающие инвалидность (при наличии):
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления представляют, оригинал или ксерокопию одного из следующих документов:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- Заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
- Справку об установлении инвалидности, выданную федеральной организацией медико — социальной экспертизы.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- 4 фотографий 3*4 см;
- Согласие на обработку персональных данных;
- Согласие на фото-видеосъемку;
- Согласие ВТБ ;
- Заявление на общежитие;
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- Ксерокопию военного билета или приписного свидетельства (для юношей);
- Копию свидетельства о браке (если фамилия изменена);
- Документы, если абитуриент претендует на льготы, установленные законодательством РФ
- Справка с места работы или копия трудовой книжки (для заочного отделения).
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- Документы для мед. сестры в отдельном файле:
Копия паспорта,
Мед. справка (086-у) (оригинал),
Флюорография за текущий год,
Сертификат о профилактических прививках (2 копии),
Страховой медицинский полис (2 копии),
СНИЛС (2 копии).
- Документы для мед. сестры в отдельном файле:
-
-
-
-
-
-
-
Вступительные испытания
В соответствии с перечнем вступительных испытаний при приеме на обучение по специальностям, требующим у поступающего наличия определенных творческих способностей, физических и психологических качеств, утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации, в колледже проводятся вступительные испытания по следующим специальностям среднего профессионального образования (часть 8 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями):
51.02.01 Народное художественное творчество (по видам);
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам);
53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам);
53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство;
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам).
Вступительные испытания по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)
вид: Этнохудожественное творчество
Данная специальность предполагает следующие направления деятельности: руководитель творческого коллектива, преподаватель, артист. Абитуриент должен быть психологически устойчивым, так как профессия предполагает педагогическую, коллективную и сценическую работу. Иметь природные задатки музыкального слуха, голосовые природные данные, артистизм, умение двигаться, обладать коммуникативными навыками.
Вступительные испытания, состоят из следующих этапов:
- Творческого показа:
- Исполнение песен (две разнохарактерные песни)
- Художественное чтение (стихотворение, басня, отрывок из прозы или монолог из пьес)
- Хореографические навыки: исполнение частушек с элементами пляски или постановочного танца в народной стилистике или импровизация под народный наигрыш.
- Проверки музыкального слуха, чувства ритма;
- Собеседования — беседа в свободной форме для выявления общего культурного уровня, эрудиции, осведомлѐнности в вопросах культуры и искусства, психологических качеств, связанных с выбором творческой профессии.
- Других творческих способностей поступающего — владение музыкальным инструментом, декоративно-прикладным творчеством и другие способности, наличие портфолио.
1 этап: Творческий показ
Исполнение песен – исполнить две разнохарактерные народные песни. Одна из которых a’ cappella. Другая может быть с сопровождением. На консультации и экзамене в помощь абитуриентам представляется концертмейстер. Также могут использоваться фонограммы. При исполнении будут оцениваться чистота интонирования, чувство ритма, музыкальность, выразительность речеголосовых данных. Сценическое обаяние и артистизм, понимание содержания песни.
Художественное чтение — чтение наизусть стихотворения, басни, отрывка из художественной прозы (желательно подготовить два произведения из предложенных жанров), при исполнении которых должны проявиться природные актерские данные, эмоциональная заразительность, чувство внутренней свободы во время исполнения, чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства, развитое воображение. Исполняемые наизусть произведения должны отличаться друг от друга по содержанию, по настроению, по персонажам, что даст возможность полнее выявить способности поступающего и широту его творческого диапазона. Выбранные для экзамена произведения и отрывки должны быть небольшими по объему.
Хореографические навыки – исполнение частушек с элементами пляски или постановочного танца в народной стилистике или импровизация под народный наигрыш. Оценивается чувство ритма и темпа, понимание настроения мелодии, свобода движения, артистизм, раскрепощение. Также можно продемонстрировать элементарные навыки в области спорта, акробатики, пантомимы. Могут быть за- даны дополнительные задания, такие как повторение за преподавателем тех или иных движений. Порядок показа творческой части произвольный, на усмотрение абитуриента.
2 этап: Проверка музыкального слуха, чувства ритма
- Угадать количество звуков, воспроизводимых на фортепиано (1,2,3) и пропеть их высоту.
- Пропеть высоту звука, данную на инструменте или голосом.
- Повторить малообъёмные варианты двух-трёх попевок, мелодических оборотов, гаммообразных движений.
- Простучать ряд ритмических рисунков.
3 этап: Собеседование
Это беседа в свободной форме для выявления общего культурного уровня, эрудиции, осведомлённости в вопросах культуры и искусства, психологических качеств, связанных с выбором творческой профессии. По итогам собеседования оценивается самостоятельность и критичность мышления, умение правильно сформулировать и выразить мысль, общекультурный уровень, эстетические взгляды, осознанность выбора профессии.
Примерные вопросы для собеседования
- Почему вы выбрали эту профессию? Чем вызван ваш интерес к изучению народной культуры?
- Расскажите о своем творческом опыте (занятия в фольклорных ансамблях, кружках, ДШИ, ДМШ.)
- Какая ваша любимая певица или какой певец, почему?
- Знаете ли вы известные народные коллективы Пензенской области?
- Ваша любимая песня, почему?
- Какие застольные песни поют в вашей семье?
- Рассказать о семейных традициях.
- Знаете ли вы историю вашего села, района, города?
- Какую литературу Вы любите?
- Ваш любимый фильм (отечественный, зарубежный)?
- Ваш любимый музей, художник, картина?
- Какое культурное событие произвело на Вас особо сильное впечатление?
- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать работник культуры в сфере народного творчества?
- Что такое фольклор?
- Какие народные праздники вы знаете?
- Какие народные инструменты вы можете назвать?
- Перечислите районы Пензенской области?
- Какие памятные места Пензенской области вы знаете?
Вступительные испытания по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)
вид: «Хореографическое творчество»
Данная специальность предполагает следующие направления деятельности: руководитель творческого коллектива, преподаватель, артист. Абитуриент должен обладать творческими способностями, умениями и знаниями необходимыми для, обучения по направлению подготовки 51.02.01«Народное художественное творчество» по виду «Хореографическое творчество».
- Творческие испытания проводятся в специально оборудованной аудитории.
- Творческое испытание проводится индивидуально для каждого поступающего. Отведённое время на одного человека — 15-20 минут.
- Форма одежды: для классического танца: девушки — черный купальник, лосины или трико, классическая юбка, мягкая танцевальная обувь ( чешки, балетки, джазовки); юноши – черная или белая футболка, черное танцевальное трико или брюки(шаровары); мягкая танцевальная обувь ( чешки, балетки, джазовки); для народно-сценического танца: девушки — черный купальник, лосины или трико, народная юбка, жесткая танцевальная обувь (туфли); юноши – черная или белая футболка, черное танцевальное трико или брюк (шаровары); жесткая танцевальная обувь (танцевальные сапоги); для современной хореографии и свободной пластики: девушки – черный купальник, лосины или трико, футболка, брюки свободного кроя, мягкая танцевальная обувь (чешки, балетки, джазовки) или босиком; юноши – черная или белая футболка, черное танцевальное трико или брюки свободного кроя, мягкая танцевальная обувь (чешки, балетки, джазовки) или босиком.
- При показе хореографического произведения возможно использование звуковой фонограммы, записанной на флеш-карте или другого носителя. Аппаратура для проигрывания музыкального сопровождения предоставляется колледжем.
Если для абитуриента нужен концертмейстер — колледж предоставляет преподавателя-концертмейстера: об этом необходимо сообщить во время консультации перед экзаменом.
Вступительные испытания, состоят из следующих этапов:
1.Творческого показа: живое исполнение хореографического номера или этюда.
2.Танцевальная или пластическая импровизация.
- Диагностика природных, физических данных абитуриента.
- Собеседование.
1 этап: Творческий показ
Состоит из показа творческого задания: этюда, хореографического номера сочиненного самостоятельно продолжительность от 1,5 до 3 минут, поставленного заранее поступающим по собственному усмотрению, в живом исполнении (в собственном исполнении, в исполнении приглашенных, участие исполнителей в экзамене обеспечивает поступающий). Музыка, вид хореографии, жанр и форма произведения, количество исполнителей — по выбору поступающего.
Постановка номера или этюда должна отвечать следующим требованиям:
— музыкальность;
— оригинальность идеи;
— соответствие лексического и музыкального материала;
— работа над танцевальным образом;
— лексика движений;
— артистичность исполнения;
— фантазия и воображение;
— композиционное построение этюда или номера.
2 этап: Танцевальная или пластическая импровизация на основе предложенного экзаменационной комиссией музыкального материала.
Требование к импровизации:
— творческое мышление абитуриента;
— знание видов хореографического искусства;
— пластическое решение музыкального материала;
— координация в пространстве;
— внутреннее и энергетическое наполнение;
3 этап: Диагностика природно-физических данных.
Общие требования:
— выворотность;
— гибкость;
— шаг;
— постановка корпуса, рук, ног;
— aplomb (устойчивость);
— ритмичность;
— координация;
— музыкальность;
— выразительность;
— владение техникой вращения;
— владение техникой дробных выстукиваний;
— ballon (прыжок).
4 этап: Собеседование
Это беседа в свободной форме для выявления общего культурного уровня, эрудиции, осведомлённости в вопросах культуры и искусства, психологических качеств, связанных с выбором творческой профессии. По итогам собеседования оценивается самостоятельность и критичность мышления, умение правильно сформулировать и выразить мысль, общекультурный уровень, эстетические взгляды, осознанность выбора профессии. Параметры по которым оценивается собеседование:
— эрудиция в области культуры и искусства;
— знание о деятельности известных балетмейстеров, хореографов прошлого и современности;
— знание творчества известных ансамблей классического, народного и современного танца;
— знание творчества ведущих исполнителей балета;
— знание терминологии;
— уровень хореографических знаний;
— коммуникативные навыки;
— причина выбора профессии.
Примерные вопросы для собеседования
- Почему вы выбрали эту профессию? Чем вызван ваш интерес к изучению хореографического творчества?
- Расскажите о своем творческом опыте (занятия в хореографических ансамблях, кружках, ДШИ , ДМШ.)
- Каких ведущих артистов балета вы знаете?
- Каких известных балетмейстеров, хореографов прошлого и современности вы знаете?
- Назовите известные ансамбли народного танца?
- Назовите известные коллективы современного танца?
- Знаете ли вы известные народные и современные коллективы Пензенской области?
- Какую литературу Вы любите?
- Какие фильмы про хореографическое искусство Вы смотрели?
- Ваш любимый фильм (отечественный, зарубежный)?
- Ваш любимый музей, художник, картина?
- Какие виды хореографического искусства Вы знаете?
- Перечислите известные театры тесно связанные с хореографическим искусством.
Вступительные испытания по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)
вид: «Театральное творчество»
Данная специальность предполагает следующие направления деятельности: руководитель творческого коллектива, преподаватель, артист. Абитуриент должен быть психологически устойчивым, так как специальность предполагает педагогическую, коллективную и сценическую работу. Вступительные испытания по режиссуре и мастерству актера ставят своей целью выявление режиссерско-актерского дарования, требующие наличия у поступающих физических, психологических качеств и определенных творческих способностей.
Творческое испытание состоит из следующих этапов:
- Исполнение чтецкой программы;
- Этюды;
- Собеседование.
1 этап: Исполнение чтецкой программы
Чтение наизусть стихотворения, басни, отрывка из художественной прозы (желательно подготовить несколько произведений каждого жанра), при исполнении которых должны проявиться природные актерские данные, эмоциональная заразительность, чувство внутренней свободы во время исполнения, чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства, развитое воображение. Исполняемые наизусть произведения должны отличаться друг от друга по содержанию, по настроению, по персонажам, что даст возможность полнее выявить способности поступающего и широту его творческого диапазона. Выбранные для экзамена произведения и отрывки должны быть небольшими по объему.
На испытании проверяются также технические возможности (пластика и вокал): проверка музыкальности, ритмических и речеголосовых данных (быть готовым исполнить песню и танец (в любых жанрах на выбор), участвовать в выполнении специальных упражнений по проверке пластичности. Можно продемонстрировать элементарные навыки в области спорта, акробатики, пантомимы, иллюзии, игры на различных инструментах. У абитуриента оцениваются физические данные (внешние, голосовые), выявляются эмоциональная подвижность, способности к импровизации, наличие творческой фантазии, умение передать мысль, образ, взволновавший абитуриента, способность быть заразительным.
При себе иметь спортивный костюм и обувь; иметь минусовую фонограмму на USB-носителе; допускается игра абитуриента на музыкальных инструментах.
2 этап: Этюды
Вступительное испытание, на котором абитуриенты показывают режиссерские этюды на заданную тему. Темой этого этюда может стать музыкальное, пластическое, живописное произведение, раскрытое в сценическом действии. Этюды — это исполнение несложных сценических ситуаций на простейшее действие в заданных предлагаемых обстоятельствах, где оценивается способность войти в ситуацию (обстоятельства), оценивается убедительность исполнения, передача характера персонажа, понимание события в предложенном отрывке, внимание к партнеру, выявляются волевые качества и темперамент. Абитуриентам могут быть предложены индивидуальные или коллективные задания на усмотрение комиссии для выявления индивидуальных качеств и способностей (данных).
Получив тему для сценического этюда, абитуриент должен в порядке импровизации, привлекая в качестве актеров-исполнителей других абитуриентов, найти эмоционально-образное выражение мысли, которую хочет раскрыть в этюде. Перед тем как абитуриент выходит на площадку для показа, он должен дать название этюду.
3 этап: Собеседование
Это беседа в свободной форме для выявления общего культурного уровня, эрудиции, осведомлённости в вопросах культуры и искусства, психологических качеств, связанных с выбором творческой профессии. По итогам собеседования оценивается самостоятельность и критичность мышления, умение правильно сформулировать и выразить мысль, общекультурный уровень, эстетические взгляды, осознанность выбора профессии.
Примерные вопросы для собеседования
— Почему вы выбрали эту профессию?
— Расскажите о своем творческом опыте (занятия в студиях, кружках, школах искусств и т.д.)
— Ваш любимый писатель, почему?
— Ваш любимый драматург, его лучшая, на ваш взгляд, пьеса.
— Ваш любимый актер, почему?
— Ваш любимый театр, его репертуар, почему?
— Какой последний спектакль Вы посетили?
— Какую литературу Вы любите?
— Ваш любимый фильм (отечественный, зарубежный)?
— Ваш любимый музей, художник, картина?
— Роль и значение артиста в театральном искусстве.
— Какое культурное событие произвело на Вас особо сильное впечатление?
— Какие выставки и экспозиции Вы посещали?
— Назовите крупнейшие театры мира.
— Перечислите выдающиеся театральные постановки.
— Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать актер?
— Какие жанры театрального искусства Вы знаете?
В процессе экзаменов по специальности оценивается общий культурный уровень абитуриента, его представление о специфике избираемой профессии, а также выявляются его творческие способности и специальные профессиональные качества.
Вступительные испытания по специальности 53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады»
Вид: «Эстрадное пение»
Данная специальность предполагает следующие направления деятельности: артист, руководитель эстрадного коллектива, преподаватель. Абитуриент должен быть психологически устойчивым, так как специальность предполагает педагогическую, коллективную и сценическую работу. Иметь природные задатки музыкального слуха, голосовые природные данные, артистизм, умение двигаться, обладать коммуникативными навыками.
Требования к творческому показу
Испытание по сольному пению включает в себя исполнение двух разнохарактерных и разножанровых песен на русском и иностранных (английский, французский, испанский и др. ) языках. На русском языке может быть представлена песня советского периода или современная, а также фольклорная в эстрадной обработке. На иностранном языке могут исполняться: джазовый стандарт, композиция в стилях поп, рок, соул, фанк (мировые хиты).
Требования к испытанию по сольфеджио.
Содержание испытания направлено на выявление знаний по музыкальной грамоте и включает практические навыки интонирования, слухового анализа в соответствии с программой по сольфеджио ДМШ. Экзамен по сольфеджио проходит только в устной форме и оценивается — зачёт/незачёт.
а). Спеть гамму мажорную 1-3 знака, минорную (3 вида: натуральный, гармонический, мелодический) 1-3 знака.
б). Определить на слух и пропеть нотами сыгранные экзаменатором отдельные ступени в исполненной гамме.
в). Прочитать с листа (спеть по нотам) предложенный пример: уровень 1-4 класс ДМШ.
г). Определить на слух простые интервалы, мажорное и минорное трезвучия, доминантсептаккорды.
д). Вопросы по элементарной теории музыки касающиеся строения интервалов, аккордов, ключевых знаков в тональностях.
Примечание: Абитуриенты не имеющие систематических знаний по сольфеджио по программе ДМШ также экзаменуются с учётом музыкальных способностей.
Абитуриент, получивший на творческом испытании «Сольфеджио» — незачет, выбывает из конкурса.
Вступительные испытания по специальности 53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады»
вид: «Инструменты эстрадного оркестра»
Данная специальность предполагает следующие направления деятельности: артист, руководитель эстрадного коллектива, преподаватель. Абитуриент должен быть психологически устойчивым, так как специальность предполагает педагогическую, коллективную и сценическую работу. Вступительные испытания, требующие наличия у поступающих определенных музыкальных способностей и практических навыков игры на музыкальном инструменте проводятся в форме исполнения композиций (музыкальных пьес) как сольно, так и с аккомпанементом «минус один» или с концертмейстером.
- Для поступающих на духовые инструменты (саксофон, труба, тромбон).
а). Одна гамма и этюд (по выбору, по программе ДМШ).
б). Два произведения (классического и эстрадно-джазового стиля).
Примечание: для не имеющих систематической музыкальной подготовки на духовом инструменте— показать уровень владения инструментом.
- Гитара.
Показать уровень владения акустической и электрогитарой.
В программе должны быть представлены:
а). Одна гамма и этюд.
б). Крупная форма (часть сонаты или концерта) под аккомпанемент фортепиано.
в). Два разнохарактерных произведения в эстрадно-джазовом стиле.
Примечание: для не имеющих систематической музыкальной подготовки по классу гитары — показать уровень владения инструментом.
III. Бас-гитара.
а). Одна гамма (соль-мажор, соль-минор, ля-мажор, ля-минор, си-мажор, до-мажор).
б). 1-2 этюда: классический и в эстрадно-джазовом стиле
в). Пьеса в эстрадно-джазовом стиле
Примечание: для не имеющих систематической музыкальной подготовки по классу бас-гитары — показать уровень владения инструментом.
- Ударные инструменты.
а). Исполнение упражнений на малом барабане
б). Исполнение на ударной установке ритмического квадрата в стилях: рок, свинг, босса, джаз-вальс, фанк и др.
в). Возможно исполнение собственной композиции, а также исполнение на ударной установке композиции под фонограмму.
Примечание: для не имеющих систематической музыкальной подготовки по классу ударных инструментов – показать уровень владения инструментом
- Фортепиано.
а). Крупная форма (часть сонаты) или развёрнутая пьеса
б). Этюд
в). 1-2 эстрадно-джазовые пьесы: Примечание: исполнитель на фортепиано может продемонстрировать навыки композиции и импровизации.
Требования к испытанию по сольфеджио.
Содержание испытания направлено на выявление знаний по музыкальной грамоте и включает практические навыки интонирования, слухового анализа в соответствии с программой по сольфеджио ДМШ. Экзамен по сольфеджио проходит только в устной форме и оценивается — зачёт/незачёт.
а). Спеть гамму мажорную 1-3 знака, минорную(3 вида: натуральный, гармонический, мелодический) 1-3 знака.
б). Определить на слух и пропеть нотами сыгранные экзаменатором отдельные ступени в исполненной гамме.
в). Прочитать с листа (спеть по нотам) предложенный пример: уровень 1-4 класс ДМШ .
г). Определить на слух простые интервалы, мажорное и минорное трезвучия, доминант септаккорды.
д) Вопросы по элементарной теории музыки касающиеся строения интервалов, аккордов, ключевых знаков в тональностях.
Примечание: Абитуриенты, не имеющие систематических знаний по сольфеджио по программе ДМШ, также экзаменуются с учётом музыкальных способностей.
Абитуриент, получивший на творческом испытании «Сольфеджио» — незачет, выбывает из конкурса.
Вступительные испытания по специальности 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство»
Целью творческого испытания является выявление предрасположенности абитуриента к профессиональной деятельности.
В процессе музыкального тестирования выявляется наличие музыкального слуха абитуриента, способность к восприятию ритмической организации музыкального материала.
Абитуриенту предлагается для прослушивания и оценки ряд музыкальных фонограмм различных стилей и жанров, подобранный комиссией. Предложенные фонограммы могут содержать искажения (щелчки, хрипы, фальшь, нарушения музыкального баланса, тембра и т.д.)
Примерные вопросы для оценки фонограмм:
- Назовите инструментальный состав прослушанного музыкального произведения.
- Определите стилистическую и жанровую принадлежность музыкального произведения.
- Насколько естественно в записи переданы тембры инструментов?
- Присутствуют ли в фонограмме электромузыкальные инструменты?
- Какой инструмент исполняет солирующую партию?
- Присутствуют ли в фонограмме искажения, щелчки?
- Как Вы думаете, где производилась данная запись — на концерте или в студийных условиях?
- Какие группы оркестра плохо прослушиваются в данной фонограмме?
Собеседование
Собеседование проводится для выявления осведомленности абитуриентов в профессии «звукорежиссура», знания в области звукозаписи, радиовещания, телевидения (современное состояние, перспективы развития).
Примерные вопросы для собеседования:
1 . Что такое аудио-интерфейс и его основные функции?
- Виды протоколов передачи данных.
- Какие области работы звукорежиссуры вам известны?
- Какие критерии оценки качества звучания звукозаписи вам известны?
- Раскройте следующие понятия: амплитуда, частота, фаза.
- В чем заключается отличие цифровой от аналоговой записи?
- Назовите приборы динамической обработки аудио сигнала.
- Назовите приборы спектральной обработки аудио сигнала.
- Назовите приборы пространственной обработки аудио сигнала.
- Раскройте следующие понятия: резонанс, стоячие волны, интерференция.
- Что такое микшерский пульт и его основные функции?
- Раскройте следующие понятие: рефракция, дифракция.
- Что такое мастеринг?
Раздел «Музыкальное искусство»
- Назовите композиторов — представителей современной академической музыки.
- Назовите композиторов — представителей музыкального романтизма.
- Назовите композиторов — представителей музыкального импрессионизма.
- Назовите композиторов — представителей Венской классической школы.
- Назовите композиторов — представителей музыкальной культуры эпохи барокко и раннего классицизма.
- Каких представителей композиторского творчества XX века Вы знаете?
- Каких представителей русской композиторской школы XIX века Вы знаете?
- Какие стили и жанры музыкального искусства Вам известны?
- Каких представителей джазовой музыки Вы знаете?
- Какие концертные залы вы посетили за последнее время?
Рекомендованный список музыкальных произведений, обязательных к самостоятельному прослушиванию:
1. И.С. Бах, «Токката и фуга для органа ре минор» (токката, фуга).
2. И.С.Бах, Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо № 1 ре-минор, I часть (allegro).
3. Г.Ф. Гендель, Сюита для клавесина №7 Соль-Минор, часть №6 «Пассакалия» (любая вариация).
4. А. Вивальди, Концерт «Времена года» для скрипки, струнных и бассо континуo: №1 «Весна»: I часть allegro, №2 «Лето»: III часть Presto «Гроза» , №3 «Осень»: I часть allegro.
5. Й. Гайдн, Струнный квартет op.3 №5 Фа-мажор «Серенада», II часть andante cantabile.
6. В.А. Моцарт, Реквием. № 2 «Dies irae», №7 «Lacrimosa».
7. В.А.Моцарт, Симфония №40, соль минор, Iчасть. Г.п, П.п.
8. Л. Бетховен, Симфония №5, до минор, I часть, Г.п., П.п.
9. Л.Бетховен, Соната для фортепиано №14, до-диез минор «Лунная», III часть Presto agitato.
10. Ж. Бизе, опера «Кармен»: Увертюра, Хабанера.
11. Ф. Шуберт, Симфония №8, си минор «Неоконченная», I часть, Г.п.
12. Ф. Шопен, Фантазия-экспромт, до-диез минор. Вальс №10, си минор. Этюды № 1, 12, ор.10. Этюд № 12 op. 25.
13. Р. Шуман, Фортепианный цикл «Карнавал». Шопен, Пьеро и Арлекин, Киарина.
14. Н. Паганини, Каприс № 24.
15. Ф. Лист, ноктюрн «Грёзы любви».
16. Дж. Верди, Опера «Травиата», хор «Налейте полнее бокалы».
17. Дж. Верди, Опера «Риголетто», песенка герцога «Сердце красавицы».
18. Дж. Россини, Увертюра к опере «Севильский цирюльник». Вступление, Гл. тема.
19. А. Дворжак, Симфония №9 ми-минор «Из Нового Света», I часть Г.п.
20. Р. Вагнер, Опера «Тристан и Изольда»: Вступление. Лоэнгрин. Смерть Изольды.
21. Ф. Мендельсон, Концерт для скрипки с оркестром, ми-минор, I часть Г.п.
22. М. Глинка, Вальс-фантазия.
23. А. Бородин, Опера «Князь Игорь». Половецкие пляски.
24. М. Мусоргский, Фортепианный цикл «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)», «Богатырские ворота».
25. Н. Римский-Корсаков, Симфоническая сюита «Шехеразада», 1 часть «Море и Синбадов корабль».
26. П. Чайковский, Концерт для фортепиано с оркестром № 1, си-бемоль минор, I часть.
27. П.И.Чайковский, Опера «Евгений Онегин». 2 действие, 5 картина. Сцена письма, Ария Ленского «Что день, грядущий мне готовит».
28. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик»: заключительная сцена.
29. П.И.Чайковский, «Времена года» («Июнь.Баркаролла», «Октябрь.Осенняя песнь», «Ноябрь.На тройке»).
30. С. Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром № 2, до минор, I часть.
31. С.Рахманинов. Вокализ.
32. М. Равель, «Болеро».
33. 25.К. Дебюсси, Бергамасская сюита. Часть 3, «Лунный свет».
34. Э. Григ, Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Утро», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».
35. С. Прокофьев, Балет «Ромео и Джульетта», темы: «Джульетта-девочка», «Монтекки и Капулетти», «Танец рыцарей».
36. А. Хачатурян, Балет «Гаянэ»: Танец с саблями.
37. А.Хачатурян, Вальс к драме М.Лермонтова «Маскарад».
38. А.Хачатурян, Адажио из балета «Спартак».
39. Г. Свиридов, «Метель».
40. Г.Свиридов, «Время, вперед!».
41. С. Прокофьев, «Любовь к трем апельсинам»: «Марш», «дуэт Принца и Нинетты».
42. А. Шёнберг, «Лунный пьеро». 1 номер.
43. И. Дунаевский, Увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта».
44. С.С.Прокофьев, Кантата для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра «Александр Невский», 5 часть «Ледовое побоище».
45. А. Рыбников, Опера «Юнона и Авось», финальный хор «Аллилуйя любви».
46. Д. Гершвин, Рапсодия в стиле блюз.
47. А. Цфассман, Джазовая сюита для фортепиано с оркестром.
Требования к испытанию по сольфеджио
Содержание испытания направлено на выявление знаний по музыкальной грамоте и включает практические навыки интонирования, слухового анализа в соответствии с программой по сольфеджио ДМШ. Экзамен по сольфеджио проходит только в устной форме и оценивается — зачёт/незачёт.
а). Спеть гамму мажорную 1-3 знака, минорную(3 вида: натуральный, гармонический, мелодический) 1-3 знака.
б). Определить на слух и пропеть нотами сыгранные экзаменатором отдельные ступени в исполненной гамме.
в). Прочитать с листа (спеть по нотам) предложенный пример: уровень 1-4 класс ДМШ.
г). Определить на слух простые интервалы, мажорное и минорное трезвучия, доминантсептаккорды.
д). Вопросы по элементарной теории музыки, касающиеся строения интервалов, аккордов, ключевых знаков в тональностях.
Примечание: абитуриенты не имеющие систематических знаний по сольфеджио по программе ДМШ также экзаменуются с учётом музыкальных способностей.
Абитуриент, получивший на творческом испытании «Сольфеджио» — незачет, выбывает из конкурса.
Вступительные испытания по специальности 54.02.02 «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы»»
Вступительные испытания по художественным дисциплинам должны выявить степень подготовленности и одаренности поступающего в области избранной им специальности. 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы по видам:
- «Художественная роспись ткани»;
- «Художественная вышивка»;
- «Художественная резьба по дереву»;
- «Художественная роспись по дереву».
Экзамен состоит из одного задания – выполнение этюда натюрморта из предметов, разнообразных по форме, цвету, материалу, на цветном фоне. Постановка натюрморта должна отвечать следующим требованиям:
— наличие предметов ясных по форме;
— наличие одной или двух однотонных драпировок и одной или двух декоративных;
— наличие в постановке образно-пластического и ритмического развития, равновесия, цельности;
Допускается варьировать числа предметов и драпировок в постановке с точки зрения композиции натюрморта. В работе должны быть продемонстрированы следующие навыки:
- владение основами композиции;
- знание основных законов перспективы;
- грамотное использование пропорциональных отношений;
- способность передать характер постановки средствами тонально-живописного решения;
- владение колористическими отношениями;
- владение выбранными для исполнения задания материалами;
- демонстрация общей живописной и графической культуры.
Материалы: бумага формат А-3; акварель, гуашь (по выбору абитуриента); карандаш; ластик; кисти.
Срок исполнения – 3 часа 55 минут.
Вступительные экзамены по специальности «Социально-культурная деятельность (по видам)
Программа вступительных испытаний
- Проверка творческих способностей абитуриента:
- чтение стихотворения;
- исполнение эстрадного монолога;
- демонстрация смежных творческих способностей: исполнение танца, песни, эстрадного номера, осуществляемых по желанию поступающего.
- Сочинение и участие в сценических этюдах и упражнениях:
- на предлагаемые обстоятельства;
- по мотивам литературных произведений;
- по пословице.
- Задания на импровизацию:
- чтение сценариев различной тематической направленности с листа;
- собеседование по вопросам культуры и искусства, дающее возможность выявить у абитуриентов представления, связанные с выбором данной творческой профессии.
Программа, подготовленная абитуриентом, должна быть полной и разнообразной.
Оценивается вкус, творческие задатки и нестандартность в выборе произведения. Приветствуется умение играть на различных музыкальных инструментах, а также наличие специальных трюковых навыков: жонгляж, акробатика, фокусы и др.
Темы этюдов и упражнений определяются путем жеребьевки на консультации.
Фонограммами, инструментами, костюмами или их элементами абитуриент обеспечивает себя самостоятельно.
Не допускается:
- исполнение песни под фонограмму «плюс».
- чтение стихов и монологов с листа.